ТЕНЕТА-РИНЕТ'2000

Обсуждение || Лента || Проект Ларисы Володимеровой || Категории Тенёт || Объявления
ВСТРЕЧИ СО ЗВЕЗДАМИ. МИША ВЕРБИЦКИЙ. ЧАСТЬ 3.
[ ОБСУЖДЕНИЕ | | См. также: Никита Хрущев || Максим Кононенко, часть I || Максим Кононенко, часть II || Юрий Мамин, часть I || Юрий Мамин, часть II || Иван Ахметьев || Эвелина Ракитская || Миша Вербитский, часть I || Миша Вербитский, часть II ]
ЛЮЦ:
В таком случае, когда в своей статье "New Sexuality" ты утверждаешь, что единственный способ для женщины реализовать свою девиантность (типа, неординарность) это - стать ведьмой, ты говоришь об этом всерьЈз?
МИША:
Ну да, это более-менее тавтология.

Ну, наука биология учит, что в любой популяции самки (в среднем) предпочитают особей со средним в данной популяции набором генов, то есть женщина есть источник стабильности. В поведенческой сфере имеет место то же самое. Леня Делицын любит рассказывать про распространение инноваций, где любую новую идею сначала подхватывают, например, хакеры, гомосексуалисты и наркоманы, потом студенты-ботаники, потом образованные мужчины 25-35 лет, потом клубная молодежь, потом инвесторы-буржуи. Потом просто публика из толпы. Причем женщины фигурируют здесь только на стадии подключения клубной молодежи. То есть поведенческий стереотип женский -- бояться всего нового (на Интернете еще 10 лет назад женщин было где-то процентов 5; в компутерные игры женщины играть начали во времена MYST, т.е. на 15 лет позже возникновения этой индустрии; математикой женщины не занимаются вообще, несмотря на способности, в общем сравнимые с мужскими; и т.п.). То есть женщина -- существо, гарантирующее стабильность популяции, по сути нечто очень хорошее, тотально несамостоятельное и отчасти бессмысленное. Сейчас стабильность просто опасна, поскольку человечество совершенно очевидно сваливается в какую-то очень нехорошую яму (и в плане евгеническом, и в отношении ресурсов/коллективной психологии/ массовых стереотипов), и поведенческий режим, гарантирующий стабильность этого сваливания, должен быть пересмотрен. Соответственно, женщина должна обрести утраченную инициативу и стать чем-то (с традиционной точки зрения) нехорошим и опасным, а главное независимым. Такой стереотип в нашей культуре тоже укоренен, собственно ведь ведьмы, вампирессы, Панночка гоголевская и прочие персонажи B-movies именно такие и есть. Это было подводное течение, которому суждено (во имя выживания расы) стать доминантой.

Про ведьминский стереотип в культуре fin-de-siecle имеется неплохая книжка модного американского культуролога Дийкстры, "Idols of Perversity". В принципе, Серебряный Век сейчас становится все актуальнее и актуальнее, по крайней мере мне всегда так казалось, и Партия то же самое говорит.

ЛЮЦ:
Как лицо, в некотором смысле, заинтересованное, позволю себе а)согласиться б)возразить. Если проблема в том, что "поведенческий стереотип женский -- бояться всего нового" (с чем я совершенно согласна), то решение проблемы состоит в том, чтобы выработать самостоятельность и перестать бояться нового. Однако, где же из этого следует, что это самое новое должно иметь неприменно злое начало?
МИША:
А что такое, собственно, "зло"? С точки зрения язычника или поклоняющегося ведовским культам, в ведьмах нет никакого зла, они есть часть естественного порядка вещей. Вообще, зло есть чисто поведенческая категория, нет такой вещи, которая не была бы злом в одной культуре и добром в другой. Смена поведенческих стереотипов значит замену "добра" на "зло".
ЛЮЦ:
Миша, тогда я ловлю тебя на слове. Вот цитата из твоей статьи "New Sexuality":

Вы думаете, бывают добрые ВЕДЬМЫ? Ха!

МИША:
Ну да, ведь это же обращено к людям, у которых "добро" и "зло" не инвертировано. В принципе, нет более злобного существа, чем дети, они также очень добрые, но в основном все-таки жуткие гады. Вот в этом направлении и придется двигаться. Дугин про это очень хорошо говорит:

Все, что изобрели русские, ставит в тупик нерусских. Русские настолько странны, что все остальные народы их не замечают, имеют о них очень смутное представление, как о мифических существах сакральной географии.

Русские очень злы, поскольку совершенно непонятны и многочисленны. Русские очень добры, поскольку они и есть Добро.

Когда русские пытаются определить самих себя, они бормочут нечто несусветное, лучше всего их понимают те, кто стали русскими, если они еще сохраняют способность говорить от дикого счастья, которого они удостоились.

ЛЮЦ:
И всЈ-таки, мир сегодня лучше, чем вчера. Лет двести назад, например, судьба большинства людей была предопределена практически с рождения. Люди жили и умирали в тесных обществах-"коммуналках", строго следую правилам, придуманным не ими. Шаг влево, шаг вправо рассматривался как попытка к бегству и карался соответственно.
МИША:
Это и сейчас, мне кажется, происходит. Причем оно все хуже и хуже, в общем, поскольку мир гомогенизируется; раньше была какая-то разница между, скажем, Парижем и Нью-Йорком, а сейчас ее почти нет. Только негры и наркоманы разные, "обычные люди" там и там все идентичны абсолютно.
ЛЮЦ:
Мне кажется, сейчас такой предопределЈнности почти нет: дурацкие правила и ограничения исчезают (дураки, к сожалению, остаются :) ), стираются границы, уходят в историю "коммуналки". "Каждый выбирает по себе" - разве это не прекрасно? По-моему, мир растЈт и сейчас находится в стадии подростковой несуразности. Как тебе такая теория "временного хаоса"?
МИША:
Коммуналка как раз привносила в жизнь определенное разнообразие. Жуткие наши двухкомнатные квартиры по всей стране абсолютно идентичны. Вообще, стирание границ, мультикультурализм и "human mobility" приводят скорее к нивелировке бытия, чем к его разнообразию.

Полностью нивелированное общество (этакие макдональдсы с кока-колой на каждом углу) это не хаос, это, скорее, наоборот полный, тоталитарный порядок. Хаос есть нечто по определению разрушительное, вот все эти ужасные негры нью-йоркские, милитанты, белые супрематисты, наркоманы, садо-мазо-гомосексуалисты -- в них куда больше от хаоса.

По этому поводу у меня есть любимая ссылка: http://www.bme.freeq.com/extreme/ - жуткая совершенно.

ЛЮЦ:
Я сходила по твоей ссылке. Да, неприятно. Это называется self-mutilation (увы, не знаю, как по-русски). Психологи связывают это с ненавистью, направленной вовнутрь, т.е., с ненавистью к самому себе. Пожалуй, эти люди-таки - носители хаоса. Ты считаешь, что хаос - это заразно?
МИША:
Ну, не вполне, вот есть такой (дико популярный, кстати, в России) талмуд Re/Search "Modern Primitives", там долго и нудно объясняется, что модификации есть освобождение от телесного рабства и вообще дико здорово. Насчет "здорово" не знаю, но "дико" безусловно. Шизофрения есть коммуникативный барьер, но наша культура все время шизофренизуется, поскольку расщепляется в кучу несовместимых культур. Особенно, кстати, в Интернете этот процесс забавно наблюдать. Вот эти самые extreme body modification есть такая жуткая само-шизофренизация. Там есть куча рассказов разных людей, которые себя, скажем, кастрировали, отрезали себе руки-ноги и пр. В принципе, граждан, себя кастрировавших, сотни (в основном это -- пассивные гомосексуалисты со склонностью к садо-мазо).
ЛЮЦ:
В принципе, существование таких "модифицирующих" недоумков ещЈ ничего не доказывает. Юродивые были во все времена. А то, что современные юродивые вышли на Интернет - что ж. Не всЈ же им на паперти сидеть. Интересен другой момент. Миша, тебе не кажется, что в нас, во многих, сидит частичка такого юродства? Что мы порой (кто-то реже, кто-то чаще), пусть не так откровенно, пусть не физически, но всЈ же занимаемся самоистязанием?
МИША:
Ну, "самоистязание" это чересчур эмоционально окрашенное слово, правильнее было бы говорить, наверное, "аскеза". Вот есть писатель Клайв Баркер (один из мною особенно любимых), у него есть такая повестушка "Hellbound Heart", там главный герой попадает к таким сектантам сверхестественным из такого Order of Gash, и они его долго и бесконечно истязают, вплоть до полного уничтожения всех вообще нервных окончаний и после этого тоже мучают.
ЛЮЦ:
Мерзавцы! :)
МИША:
Сверхъестественно, то есть он живет и после уничтожения (по частям) земного тела, причем не давая ему никаких оргазмов и прочего -- такая тотальная негация сенсуальная. Они объясняют ему, что в этом самый кайф и есть (у них у всех на теле хирургически добавлены ужасные приспособления для особенной боли). Персонаж типа все время пытается оттуда сбежать, но подтекстом проходит все время та мысль, что, даже сам этого не осознавая, он тоже думает, что в этой тотальной негации -- высшее блаженство.

Есть отличное английское слово "oblivion", на русский оно, кажется, не переводится. Вот страсть к этому самому oblivion есть нечто сугубо плотское и эротическое, такая противоположность аскезы в ее облике. А что будет, если я себе пальчик отрежу? А еще? А вот если, скажем, глазик выколю? А если к пенису подвешу 3 кило, чтобы он до пола отвис? Есть отличная легенда про художника, по имени John Fare, который сделал автомат такой, и отрезал себе, по жребию, разные части тела на эксклюзивных перформансах для особо богатых. В списке была чертова туча разных повреждений, включая эфтаназию, но перед тем, как он этой эфтаназии подвергся, он лишился поочередно длинного списка частей тела (пальцев рук и ног, руки, тестикулов, глазного яблока и частей кожи в разных местах, и подверся лоботомии). Отрезанные чсти тела заменялись на причудливые украшения из металла и пластика.

В этом есть жуткая красота, по сути та же, что в оргиях, обжорстве и вообще в буйстве плоти.

ЛЮЦ:
Нет, спасибо, мне этого не наливайте.
Мазохизм, собственно, в том и заключается, что человек наслаждается болью. Честно говоря, я не вижу в этом красоты, это - смерть по кусочкам.
МИША:
На самом деле, мазохизм -- это нечто совершенно другого порядка, это наслаждение от утери контроля и вместе с тем -- от обретения контроля посредством его утери. Наслаждение болью есть другое извращение, хотя часто с садо-мазохизмом связанное.
ЛЮЦ:
В таком случае, отрезание себе, допустим, пальчиков и оргазм есть вещи одного порядка, поскольку и то, и другое попадают под твоЈ определение мазохизма.
МИША:
Нет, садомазохизм есть нечто интерперсональное, а оргазм и боль -- чисто сенсуальные явления. То есть это вещи из совершенно разных областей. Но насчет тождества между оргазмом и смертью -- это тема вообще классическая.
ЛЮЦ:
Миша, в своей статье "Р.Пенроуз и квантовая психология" ты пишешь о магии в науке, как о чЈм-то обычном и повседневном. А приходилось ли тебе сталкиваться с магией непосредственно? Ну, например, обладаешь ли ты экстрасенсорными способностями?
МИША:
Мне кажется, нет такой вещи, как не-магия. Кроули писал в книге "Магия в теории и практике", что магия есть способ влиять на окружающий мир посредством применения Воли, и любой сознательный акт есть акт магический.
ЛЮЦ:
О вечном.
Из статьи "Против культуры":

Любовь есть потеря идентичности, размывание границ личности и объекта любви. Ненависть есть не более и не менее чем параноидальное, форсированное разрушение идентичности.

То есть, из приведЈнной цитаты следует, что любовь является врагом индивидуальности, а ненависть - еЈ другом.

МИША:
Угу.
ЛЮЦ:
С другой стороны, Миша, то, что ты определяешь как "любовь", психологи называют "влюблЈнностью". ВлюблЈнность, в отличие от любви - явление краткосрочное, которое всегда заканчивается восстановлением границ индивидуальности. После чего или наступает любовь, или чувства уходят в архивы. Т.е. наличие идентичности является необходимым условием настоящей любви.
МИША:
Насчет неопределимости понятия "любовь", есть отличный рассказ Хармса.

 90. ВЛАСТЬ

    Фаол  сказал: "Мы грешим и творим  добро
вслепую.  Один стряпчий ехал на велосипеде и
вдруг, доехав  до  Казанского Собора, исчез.
Знает ли он, что  дано  было  сотворить ему:
добро или зло? Или такой случай: один артист
купил себе шубу и  якобы сотворил  добро той
старушке, которая, нуждаясь,  продавала  эту
шубу, но зато другой старушке, а именно сво-
ей матери, которая жила у артиста и  обыкно-
венно спала в  прихожей,  где  артист  вешал
свою новую шубу,  он  сотворил по всей види-
мости зло, ибо от новой шубы столь невыноси-
мо пахло каким-то формалином  и  нафталином,
что старушка, мать того артиста,  однажды не
смогла  проснуться  и  умерла.  Или еще так:
один графолог надрызгался  водкой и натворил
такое, что тут, пожалуй, и сам полковник Ди-
бич не разобрал бы, что хорошо, а что плохо.
Грех от добра отличить очень трудно".
    Мышин,  задумавшись  над  словами Фаола,
упал со стула.
    - Хо-хо,  -  сказал он,  лежа на полу, -
че-че.
    Фаол продолжал:  "Возьмем любовь.  Будто
хорошо, а будто и  плохо.  С  одной стороны,
сказано: возлюби,  а, с другой стороны, ска-
зано: не балуй. Может, лучше вовсе не возлю-
бить? А сказано: возлюби. А возлюбишь -  на-
балуешь. Что делать?  Может возлюбить, да не
так?  Тогда зачем же у всех народов одним  и
тем же словом изображается возлюбить и так и
не так?  Вот  один  артист любил свою мать и
одну молоденькую полненькую девицу.  И любил
он их разными способами.  И  отдавал  девице
большую  часть своего заработка.  Мать  час-
тенько голодала, а девица пила и ела за тро-
их. Мать артиста  жила в прихожей на полу, а
девица имела в своем  распоряжении две хоро-
шие комнаты. У девицы было  четыре пальто, а
у матери одно. И вот артист взял у своей ма-
тери это одно пальто и перешил из него деви-
це юбку. Наконец, с девицей артист  баловал-
ся, а со своей матерью - не баловался  и лю-
бил ее чистой любовью.  Но смерти матери ар-
тист побаивался, а смерти девицы - артист не
побаивался. И когда умерла мать, артист пла-
кал, а когда девица вывалилась из окна и то-
же умерла, артист не  плакал  и  завел  себе
другую девицу.  Выходит,  что  мать ценится,
как уника, вроде редкой марки, которую нель-
зя заменить другой".
    - Шо-шо, - сказал Мышин, лежа на полу. -
Хо-хо.
    Фаол продолжал:
    "И это  называется чистая любовь!  Добро
ли такая  любовь?  А  если  нет,  то  как же
возлюбить? Одна мать любила  своего ребенка.
Этому ребенку  было  два  с  половиной года.
Мать  носила его в сад и сажала на  песочек.
Туда  же  приносили детей и  другие  матери.
Иногда на  песочке  накапливалось  до сорока
маленьких детей.  И  вот однажды в  этот сад
ворвалась  бешеная собака,  кинулась прямо к
детям и начала их кусать.  Матери с  воплями
кинулись к  своим детям,  в том числе и наша
мать. Она, жертвуя собой, подскочила к соба-
ке и вырвала у нее из пасти,  как  ей  каза-
лось,  своего ребенка.  Но, вырвав  ребенка,
она увидела, что это не ее ребенок,  и  мать
кинула его обратно собаке, чтобы схватить  и
спасти  от  смерти  лежащего  тут  же  рядом
своего ребенка.  Кто ответит мне:  согрешила
ли она или сотворила добро?"
    - Сю-сю,  -  сказал Мышин,  ворочаясь на
полу.
    Фаол продолжал: "Грешит ли камень? Грешит
ли дерево? Грешит ли зверь? Или грешит толь-
ко один человек?"
    - Млям-млям,  -  сказал Мышин, прислуши-
ваясь к словам Фаола, - шуп-шуп.
    Фаол продолжал: "Если грешит только один
человек, то значит, все грехи мира находятся
в самом человеке. Грех не входит в человека,
а только выходитиз него. Подобно пище: чело-
век съедает  хорошее,  а выбрасывает из себя
нехорошее.  В мире  нет  ничего  нехорошего,
только то, что прошло сквозь человека, может
стать нехорошим".
    - Умняф,  -  сказал Мышин, стараясь при-
подняться с пола.
    Фаол продолжал: "Вот я говорил о  любви,
я говорил  о  тех состояниях наших,  которые
называются одним словом "любовь".  Ошибка ли
это языка, или все эти состояния едины?  Лю-
бовь матери к ребенку,  любовь сына к матери
и любовь мужчины к женщине - быть может, это
все одна любовь?"
    - Определенно, - сказал Мышин, кивая го-
ловой.
    Фаол сказал:  "Да, я думаю, что сущность
любви не меняется от того,  кто кого  любит.
Каждому человеку отпущена известная величина
любви.  И  каждый  человек ищет,  куда бы ее
приложить, не скидывая своих фюзеляжек. Рас-
крытие тайн перестановок  и  мелких  свойств
нашей души, подобной мешку опилок..."
    - Хвать!  -  крикнул Мышин,  вскакивая с
пола. - Сгинь!
    И Фаол рассыпался, как плохой сахар.
                                        1940

Еще есть теория, утверждающая, что "любовь это власть", см. ниже. Лично мне кажется, что любовь -- это диссолюция эго, что иллюстрируется основным принципом религиозным: Love is the Law, Law under Will.

На этот текст есть отличный диско-хит группы Throbbing Gristle.

По поводу же уничтожения эго, например, Лири очень много уделяет внимания феномену ego-death, полному распаду личностных границ в результате употребления ЛСД. В принципе, то же самое происходит (как, кстати, Лири говорил) при эффективном занятии любовью, тантрической практикой или медитацией. Любая по сути творческая работа ставит необходимым условием над-персональное, то есть тот же самый ego-death.

ЛЮЦ:
Далее, про ненависть. "Форсированное сохранение идентичности" - это, скорее, неприязнь, чем ненависть в полную силу. Настоящая ненависть - можно вспомнить хотя бы Холокост - есть желание уничтожить, смешать с грязью, растоптать идентичность ненавидимого.
МИША:
Угу. Но параноидальное состояние, без которого ни культура ненависти, ни настоящий нон-конформизм невозможны, подразумевает агрессию.

Вообще, паранойю необходимо культивировать, это просто-таки обязательная стратегия. Любое нон-конформистское учение (Телема, Дискордия, субгении, нац-большевизм/Арктогея) настаивает на обязательной конспирологической практике, безотносительно к правильности конспирологии или конспирологий. "If you are paranoid -- it doesn't mean THEY aren't out to get you". У меня было какое-то количество знакомых, страдавших компульсивной паранойей (один прямо-таки шизофреник), но, если это состояние не вызывать сознательно, оно вредно, а вот если его индуцировать специальной практикой -- оно невероятно полезно. Решает все проблемы, действительно. Пятиминутки ненависти -- на каждом рабочем месте, вот наш лозунг.

Есть отличная группа "Банда Четырех", у них песня про Холокост:

ХОЛОКОСТ

Отступают дни серебряные, ясные
С удивленно-радостой вселенною
То ли утро наступило долгожданное
То ли свадьба совершилась неизбежная
И Цари Царей вытягивают сети
И находят непреложные ответы
Все так просто. Удивительно как просто
Угостите меня видом Холокоста

Завоеван мир -- ненужный, злой и серый
Пусть костром его раскрасят в наши краски
Разрушение не знает чувства меры
Пусть бушует небывалое ненастье.
И Цари Царей вытягивают сети
Дальние дороги в новом свете
И смеются радостно -- все лица к солнцу
Угостите меня видом Холокоста

Облака рассвета нежным покрывалом
Окружают горные вершины
Гаснут звезды, их уже почти не стало
И последняя звезда -- Хиросима
И Цари Царей вытягивают сети
Так непостижимо грезит лето
Главное, что это не вернется
Угостите меня видом Холокоста.

(текст взят с вкладыша к альбому "Любовь -- это власть").

ЛЮЦ:
Выходит, что всЈ зависит от определений. Если верить моим определениям, любовь является союзником идентичности, а ненависть - врагом. Если твоим - всЈ наоборот.
МИША:
Ну, во всяком явлении содержится его противоположность. В Евангелии сказано, что берегущий душу свою ее потеряет, а тот, кто ее потеряет -- наоборот, спасет. Все это очень здорово объясняется в лекциях Дугина о холизме и метаязыке традиции:
http://universitet.virtualave.net/yazik.html
http://universitet.virtualave.net/fulllek3.html
ЛЮЦ:
В таком случае, если "сохранение идентичности любой ценой есть основа нон-конформизма" (М.В.), возможно ли что, нон-конформизм, как избушка на курьих ножках, сориентирован к лесу передом, поскольку строится на ложных посылках?
МИША:
Нон-конформизм таки основан на ненависти к режиму, Системе, стукачам, конформистам, жидам, ментам, демократам, Обществу Спектакля и т.п., это как бы медицинский факт. Вообще, скажем, скинхедов, радикалов-сионистов и левых террористов ничего, кроме ненависти к Новому Мировому Порядку, и не объединяет. Я просто объясняю всю эту культуру ненависти страхом перед размыванием идентичности нон-конформизма, которое размывание есть нечто абсолютно повсеместное. Можно ее наверное объяснить и по-другому.
ЛЮЦ:
Ранее, я обещала вернуться к обсуждению Арктогеи, а свои обещания надо выполнять :).
В программе Артогеи записано:

У Арктогеи есть континент-антитеза. Гондвана - прото-материк Юга. Это - страна Ночи. Она населена людьми-животными - бессловесными и безмозглыми. Там царствуют обратные Северу Законы. Вместо кристальной ясности космоса-природы-языка-мысли там царит хаос-смешение-инстинкт-эмоция-произвол. Гондвана - это не совсем Южный полюс: это также тропики и экватор. Звериная раса "недолюдей" наделена третьей группой крови.

Cмешение со звероподобным населением Гондваны замутняет эмоцией и инстинктом божественную мысль у потомков смешанных браков.

Имеется ли тут в виду биологическая группа крови или что-то другое?

МИША:
Это наука ариософия, очень сама по себе смешная. Например, был такой Лянц фон Либенфельс, он написал книгу гениальную


                         Тheozoologie
        oder die Kunde von den Sodoms-Aefflingen und dem
                       Goetter-Elektron
           (Theozoology, or, News of the Sodomitic Apes
                    and the Divine Electron)
                Joerg Lanz von Liebenfels (1906).

о том, как шумерские женщины все время сношались с Обезьянами Содома, что якобы описано в Библии на каждой странице (он истолковывал разные библейские слова по-своему, и в результате там получались сплошные оргии с обезьянами) и это подорвало у них Божественный Электрон.

Дугин же в отрывке, который ты процитировала, излагает теорию Германа Вирта, такого пост-Либенфельсовского ученого, тоже весьма оригинального. Название "Арктогея", собственно, от этого Вирта и происходит.

Все это, конечно, ужасно смешно, и вместе с тем целиком правильно и даже трагично. Но надо понимать адекватно и группу крови, и на рукаве, и цвет кожи тоже, то есть биологический расизм есть нечто такое же совершенно дикое, как и анти-расизм. Я сейчас на конференции в ICTP в Триесте, здесь такое заведение для ученых из Третьего Мира, организованное Абдусом Саламом, гениальным физиком-пакистанцем. Здесь масса ученых-индусов, которые по мышлению -- сугубые континентальные евразийцы (то есть принадлежат к области Арктогеи), по сложению, структуре лица и по языку -- арийцы, а по цвету кожи темнее негров. Цвет кожи, как и любой другой биологический критерий, вне культурного контекста не значит ровном счетом ничего, это мы теперь хорошо знаем.

В хаотическом состоянии цивилизации, биологического понимания понятия "Раса" (на которое уповали Вирт и ариософы) достичь просто невозможно. То есть часто арийцы до двадцатого колена -- рыла и рыла свиные (Зюганов тот же, причем Зюганов ведь даже и политически и биологически целиком наш -- а вот расой не вышел, бедняга, и похож на бородавку), а какая-нибудь полу-еврейка, полу-китаика явный сверхчеловек. Раса есть продукт самоопределения и упорного труда, а также метафизика, язык и биология.

ЛЮЦ:
И всЈ же, Дугин, являющийся сейчас лидером Арктогеи, состоял некогда в руководстве "Памяти". "Память" - организация русских шовинистов. В таком случае, похоже, теория "третьей группы крови" и прочие расовые теории в его идиологии - всерьЈз. В связи с этим, возникают два вопроса. Первый: произошла ли трансформация его взглядов в этой области, и, если, да, то в какой момент? Второй: знают ли евреи, вступающие в Арктогею о "памятном" прошлом Дугина, и, если да, то как они к этому относятся?
МИША:
Вопрос про Память задавал Саша Шерман в интервью с Дугиным, которое было давным-давно в пятом номере журнала.ру:

АД: Меня заинтересовала "Память" в середине 80-х как первая попытка организовать антисоветское и антисистемное движение, не с либерально-прозападных, а национальных позиций. Я надеялся перевести движение в русло традиционализма - линия Генона, Эволы, Элиаде и т.д. Я читал лекции на эти темы и вначале казалось, что все динамически развивается: вместо шовинизма и ксенофобии - идеи Империи и аристократии, вместо обскурантизма - интерес к философии и литературе. Однако вскоре меня обвинили в "масонстве" и "сионизме", и я к удивлению своему заметил, что из всей этой группы практически никто не смог адекватно понять и усвоить то, о чем говорилось. Возможно, я переоценил их интеллектуальные качества, хотя я и до сих пор считаю, что часто "простые люди" потенциально способнее и умнее испорченной поверхностным и нахватанным псевдознанием интеллигенции. Я ушел из "Памяти" в 1988 году и не поддерживал с тех пор с ними никаких отношений. […]

Журнал.ру вообще та еще лавочка.

На самом деле, Память -- это удивительно маразматическая организация. Дугин и Джемаль вступили туда по указанию Головина (у которого, кстати, вроде бы, мама еврейка), в качестве "засланных казачков", и пытались отколоть от нее здоровое ядро (которое, по их мнению, как сейчас ясно, ошибочному, там было). Для этого они договорились с Баркашовым, который, разузнав их планы, выдал их Васильеву и их исключили. Что забавно, впоследствии Баркашов сделал именно это: отколол от Памяти какой-то кусок и создал РНЕ.

Трансформации взглядов Дугина в отношении евреев не было, по крайней мере никаких антисемитских заявлений из его пера, кажется, не выходило никогда. Взгляды эти внятно весьма изложены в статьях в :ЛЕНИН:е, и, еще раньше того, -- в статье "Евреи и Евразия" (сейчас, что забавно, взятой на вооружения некоторыми радикалами-сионистами, см. "Полярный Израиль"). Похожие взгляды, в полемически заостренной форме, изложены Элиезером Воронелем-Дацевичем (см. также отличное эссе его же "Русский Пейзаж", номинированное в последние Тенета).

По поводу же евреев в Арктогее, они все достаточно раскрепощенных взглядов. Например, редакция :ЛЕНИН:а и EOWN состоит исключительно почти из евреев и всяких граждан смешанной крови (на исторической фотографии в конце человек без еврейской крови ровно один -- Чернов, и то его впоследствии с треском выперли), и мы с огромным удовольствием опубликовали у себя идиотские стихи Макашова про жидов:

Раз, два, три, четыре, пять,
Их имена должны все знать:
Гусинский, Гусман, Кац, Лисовский,
Бурбулис, Бунич, Березовский,
Смоленский, Катерли, Арбатов,
Абалкин, Кауфман, Филатов,
Масарский, Нойман, Юшенков,
Явлинский, Авербах, Старков,
Шахрай, Бурлацкий, Уринсон,
Машицкий, Ясин, Соломон,
[...]
Голембиовский, Боннэр, Вольский,
Липицкий, Познер, Голенпольский,
Сагдеев, Разбаш, Черниченко,
Любимов, Яковлев, Доренко,
Заславский, Шелов-Коведяев...

Продолжим список негодяев!

Причем, кажется, дикий кайф от них испытывали все поголовно.

В общем, когда евреям в России принадлежит почти все (так говорил, например, Березовский, также Найшуль и Жуховицкий, не говоря уже о Тополе, и вообще это все знают и открыто говорят), антисемитизм есть нечто скорее необходимое, то есть если бы в России не было антисемитизма -- это значило бы, что русские полные идиоты.

ЛЮЦ:
В истории Южинского "общества" явно проступают садо-мазохистские настроения. Является ли садо-мазохизм - официально или неофициально - психологическим климатом-тенденцией-идиологией Арктогеи?
МИША:
Ты опять путаешь садомазохизм (отношение контроля, доминации/субмиссии, выраженное в причинении/получении боли и унижений) и трансцендентный аскетизм/экстатические техники. В любом трансцендентном учении, которое чего-нибудь стоит, ключевую роль играют чисто телесные стратегии: тантрический секс, йога, экстатические "трясения" хлыстов, умерщвление плоти у староверов, гностиков и мистических христиан. К этому же можно отнести психоделический опыт у шаманов, американских индейцев и хиппи. Все это вещи вообще необходимые; глупо считать, что Южинский имеет на них монополию.

С другой стороны -- да, имеет. Дугин любит утверждать, что вообще в России не было и нет трансцендентной мысли, кроме как связанной с Южинским переулком. С другой стороны, в истории индустриала подобные (и даже более радикальные) телесные эксцессы имели место -- вот посмотри "Indstrial Culture Handbook", рассказ Пи-Орриджа про Coum Transmission. Причем в индустриале эксцессы были основаны на учении Кроули/А.О.Спэ, и по сути повторяли их указания, то есть это было не "современное искусство", а именно что трансцендентная, мистическая работа на грани алхимии и тантры.

Еще у Егора Летова где-то рассказывается о кромешном энцефалитном бреде, в котором какая-то из песен сочинялась... ясно, что эта техника и ему не чужда (была). Манагеровское "мелодическое мышление" тоже, кажется, к чему-то подобному сводится. У этой всей компании в конце 1980-х была совершенно бредовая (еще и неправильно понятая публикой) "теория саморазрушения", которую они активно пропагандировали; по сути она сводилась именно к (совершенно прекрасной, результативной и очень своевременной) технике психотропной аскезы, из который Летов с Неумоевым, Янкой и компанией сделали совершенно неверный вывод о тождестве творчества и саморазрушения (как показывает пример Кроули, творческая потенция человека, не пренебрегающего аскетическим и экстатическим опытом, только увеличивается, во всем ее разнообразии). Вот характерное очень интервью Летова:

?: А, вот, скажи, по-твоему рок-н-ролл неминуемо приводит к суициду, безумию, погибели: так или иначе - к трагической "развязке"?

!: Мне кажется, да. Это очень жесткий и суровый путь. Рок-н-ролл - это, вообще, жесткая штука. Это всегда, так или иначе, - ВЫЗОВ, БУНТ, всегда - ПОБОИЩЕ, ВОЙНУШКА, ПРЕСТУПЛЕНИЕ! Всегда - ЭКСТРЕМИЗМ. И если ты решил принять правила игры и принять в ней участие - хочешь-не-хочешь, придется распроститься с мечтаниями и попытками "на хуй сесть и рыбку съесть". Либо ты сам покоряешь, лепишь свою обетованую реальность, либо она превращает тебя в слякотное "увы". Да, и вообще, всегда и во всем необходимо доходить до полного крутняка: вплоть до самосгорания, самоуничтожения, или сгорания и уничтожения всего, что вовне.[…]

В общем, оно стоило жизни целой куче народу и привело к (как минимум) пересыханию творческих сил у остальных. Но как техника творческая (а не как идеология) -- работает идеально; на мой взгляд, между 1987-95-ми годами, где-то половина вообще хорошего, что было в мире, сосредоточилось у Летова, Неумоева и прочих менее известных, но не менее титанических в творческом плане личностей.

ЛЮЦ:
Миша, ты выбрал для обсуждения работ стихотворение Александра Штернберга "Абсолютный рассвет". Насколько я знаю, Штернберг тоже - член Арктогеи. Является ли, в таком случае "Абсолютный рассвет" программным произведением?
МИША:
Ну, Штернберг культивирует определенную декадентскую эстетику, а Арктогея есть все-таки политико-религиозная организация радикально-центристской ориентации и в этом качестве Арктогея декадентством исчерпываться не может. С другой стороны, каждый текст участника Арктогеи является програмным произведением, поскольку других нам писать Партия не велит. С третьей стороны, я сам не знаю, какой статус у Штернберга в Арктогее (могу спросить).

У Дугина есть отличный текст про Пимена Карпова, так вот Штернберг в своей книге отчасти реализует принципы, которые там изложены, в этом отношении она есть програмное произведение. Но не только.

ЛЮЦ:
Мне кажется, у Штернберга есть более интересные стихи. А почему для номинации был выбран именно "Абсолютный рассвет"?
МИША:
Ну, совершенно ясно, что 90% номинаций не читает вообще никто. Чтобы это дело имело какой-то резонанс, оно должно как-то задеть народ. Я выбрал то, на что народ купится (как мне кажется) скорее всего: там, скелеты, демиурги, сперма, Гиммлер и прочие радости.

Стихов никто не читает, это научный факт.

ЛЮЦ:
Вопреки научным фактам, я полностью прочла подборку Штернберга, опубликованную с Арктогее. По-моему, его настрой всЈ-таки заразен. Во всяком случае, мальчики кровавые в глазах появились. Ну и чуть-чуть "наехала" на него в обсуждалке. Я даже не уверена, что это - наезд.
МИША:
У нас была "АБСОЛЮТНАЯ СМОРОДИНА", тем же почти размером. Он действительно заразный отчасти.

Немиров, кстати, тоже -- вот в Обсервере некто Нескажу заразился и лупит там стилизации под Немирова, уже четвертую.

Но Штернберг, конечно, лучше.

В предисловии к Тюменской Энциклопедии я уже толкал телегу о двух родах недоговаривания: было недоговаривание у символистов (все эти Нежданные Радости и Несказанное и Вечное) и про него Гумилев с ненавистью высказывался:

...не надоедаю многозначительными намеками
На содержимое выеденного яйца...

При этом у Гумилева недоговоренностей не меньше, вот скажем:

...Цепи грозных гор, лес, а иногда
Странные вдали чьи-то города

И не раз из них в тишине ночной
В лагерь долетал непонятный вой.

Или та же самая Великая Радость:

...И Великая Радость, смеясь,
На узорное вступит крыльцо
Тихо молвит: "Люблю тебя, князь,
Для тебя я открыла лицо..."

Но всегда за недосказанным стоит нечто до предела вещное и конкретное. Штернберг хорош именно этим: контекст у него настолько шире текста, что можно в нем потеряться, причем всегда имеется в виду некий конкретный образ или реалия, никаких там вшивых многозначностей, игры с читателем и прочих забав для слабых умов. В общем, постмодернизму -- нет.

Вообще, это крайне важная задача -- уход из постмодерна, который сейчас явно уже совершенно неактуален; причем возвращаться к структурам, которые существовали до того -- тоже неумно. Штернберг решает ее на удивление эффектно, во-первых, отказом от личностного элемента то есть за его текстом стоит некая над-личностная реалия (описанная, кстати, в довольно забавной статье, здесь нечто коллективно-Южинское, в общем), но никакого этого графоманского нытья, слово "я" там не употребляется вообще. С другой стороны, нет этого бесконечного жуткого цитирования и эмоциональной отстраненности, свойственных постмодерну, то есть его стихи как мясо -- весьма и весьма насущные.

То есть в текстах этих Штернберг делает то же самое, что Арктогея делает в плане историософском и политическом: после пост-истории, должно наступить царство абсолютно революционного бытия, царсто коллективных реалий и совершенно новых (революционных) иерархий, основанных на Крови и Почве. В этом смысле, стихи его -- да, програмные.

ЛЮЦ:
Миша, огромное спасибо за интересное интервью. И, поскольку я знаю, что многое ещЈ недосказано, приглашаю читателей продолжить обсуждение в гостевой книге "Встреч со звЈздами".
[ ОБСУЖДЕНИЕ | | См. также: Никита Хрущев || Максим Кононенко, часть I || Максим Кононенко, часть II|| Юрий Мамин, часть I || Юрий Мамин, часть II || Иван Ахметьев || Эвелина Ракитская || Миша Вербитский, часть I ]


[Стихотворения] [Сборники стихотворений и поэмы] [Повести и романы] [Рассказы] [Сборники рассказов] [Детская литература] [Мемуары] [Сентиментальные и любовные романы] [Пьесы, сценарии] [Литературно-критические статьи] [Литературные очерки, эссе] [Публицистические очерки, эссе] [Переводы стихов] [Переводы прозы] [Фантастика и приключения] [Юмор] [Сетература] [Сетевые литературные проекты]

[Оргкомитет] [Коллегия номинаторов] [Виртуальный пресс-центр] [Профессиональное жюри] [Сетевое жюри] [Спонсоры] [Положение о конкурсе] [Категории произведений]
[Обсуждение работ]
Конкурсы прошлых лет:
1998 1997 1996 1995 1994

tx3 - Text Exchange Network
Top 100 Visible Logo
InterReklama advertising


Изысканный жираф

Copyright © 1996-2003 ТЕНЕТА
Webmaster - lgcyking@yandex.ru