Сбор средств на upgrade сервера

Реклама наших авторов:
 Национальный сервер современной прозы 
  
 Главная
 Регистрация
Классика
Современные произведения
 Все по датам
 По авторам
 Случайное
Колонка редактора
Рейтинг произведений
Авторы
Обсуждение
Ссылки
О сайте

editor@izdat.ru
© Copyright

TopList



Rambler's Top100
Rambler's Top100

Aport Апорт Top 1000

RB2 Network.



RB2 Network.
Версия для печати Версия для печати

О художественности произведений.
Корытин Д.


В мире масса слов, гора текстов и толика художественных произведений. На общем фоне, разумеется. Кто предпочитает забавляться с первыми двумя √ хватайте Толика и резвитесь. Поляна, парк, песочница √ место на ваше усмотрение. Позволю себе совет, единственный в данном эссе √ я бы выбрал парк.

Художественный герой художественного произведения (далее ХП) может быть тщательно одет: только в то, что в действительности носили люди эпохи, где разворачивается действие; может походить на шута, разодетый одновременно в полистироловую жилетку и сюртук с дырками на рукавах (для золотых запонок); а можно только догадываться, как он до сих пор не зам╦рз. Но неизменно одно √ он всегда пов╦рнут к нам спиной, пусть боком, но никогда лицом. Он не смотрит на нас, читателей, его взгляд направлен в пустоту. И это самое простое, что приходит в голову, так как читатель никогда, повторюсь √ никогда не знает, на что смотрит персонаж. И слова свои, будь то монолог, диалог или изложенные автором мысли, направляет туда же √ вс╦ не для нас, не для наших, читательских ушей. Но, и вот тут П и становится Х √ мы их слышим!

Я настаиваю на соблюдении этих двух требований одновременно! √ отличный слух и произношение в сторону; внимательный глаз и не предназначенный для глаз текст. Если орать соседу на ухо, он будет слышать, и очень прекрасно слышать. Но когда ор прекратиться: и сам крикун, и его слова забудутся, как будто их и не было. Вс╦ что останется, это кратковременный звон в ушах, который исчезнет также бесследно.

Именно поэтому предыдущий абзац не имеет никакой ценности: ведь я кричал!..

Персонажам художественного произведения безразличен читатель, в роли которого в данный момент выступаю я. Они не замечают моего присутствия и даже не предполагают, что кто-то может знать о их существовании. Им вс╦ равно. И не важно, главный ли это герой, перелистываемый со страницы на страницу, и в итоге плачевно гибнущий в финале; или же промелькнувший, свернувший за угол пешеход, от которого только и осталось, что подбитый каблук ботинка (уж больно высоко поднимал он ноги) и зонт, сразу бросившийся в глаза. Им нет до меня дела, как бы я не напрашивался √ их речи не для меня! И если автор плачет, прикинувшись, к примеру, Настенькой, и при этом, вытирая глаза платочком, успевает заметить, вижу ли я, что он плачет! √ что ж, я подам ему сухой платок, если его уже промок насквозь, и сразу же выйду из комнаты.

Если на следующий день вы и ваши друзья будете идти по улице и громко обсуждать прочитанное, вырикивая: ""Маркес... Борхес... одиночество..."" √ и Маркес, и Борхес, окажись им сонно брести вам на встречу, тут же довольно резво перебегут на противоположную сторону. И несмотря на то, что это ваши лучшие друзья, вы останетесь один. Не разговаривайте громко на улицах, не культурно это.

ХП не пишутся за одну ночь, ХП за одну ночь читаются. Стих может быть срифмован за секунду, но ещ╦ долго автор будет его бубнить себе под нос, скалывая, округляя, снова и снова убеждаясь в правильности, единственности выбранных, мерности, расставленных тут и там, слов. Для него это секунда счастья в преддверии часов сомнений. А после √ вечное лето! Нам, читателям, оста╦тся только ждать, разочарованно отстраняясь от пустых книжных лотков. Для нас такое мерило времени не приемлемо.

Мысли, возникшие на сиденье троллейбуса, и записанные по приходу домой, вряд ли станут ХП; если они и имели оную ценность, то только в чреве рогатого. В троллейбус можно войти с книгой в руках, но нельзя выйти. Со своей, новой книгой, новым ХП автоавтора.

Очнитесь, вы держите е╦ в руках, и эта вс╦ та же, не ваша, книга √ это моя!

Для меня было бы совсем не сложно, и я воспользуюсь этой кажущейся простотой, и процитирую одно из определений художественности: художественный √ отражающий действительность в образах. ""Трамвай, д╦ргающийся туда-сюда, перпендикулярно траектории следования"" √ это действительность, а ""трамвай, которого знобит"" √ это уже то, что надо. Художественный читатель (что это за птица √ тема для другого раза, правильнее было бы сказать √ читатель проницательный) пойм╦т, что трамвай просто качается из стороны в сторону, как и было механически отмечено ранее, а вот кто и вправду простужен, но на кого в действительности не было и нам╦ка, так это пассажир, сидящий возле самой двери. Вы видели, как он прятал платок? Я √ видел.

И, напоследок, ещ╦ одно: несмотря на то, что по странице вдоль и попер╦к снуют различные средства передвижения, читатель (мой читатель, то есть Вы √ в данный момент читающий) вряд ли попад╦т туда, куда я вс╦ это отправлял; и это небольшое ""произведение"", скорее всего, мало что докажет. Но чем ""доказательства"" не убедительней, тем это произведение художественней. Поставленный однажды на рельсы, трамвайчик ещ╦ долго будет грохотать по уснувшим улицам.

Как долго? √ пока не истлеют рельсы, самый уязвимый в мо╦м эссе лейтмотив.


© Copyright Корытин Д., 2002


Ваша оценка:

Количество прочитавших: 73 (список)




<< Предыдущее | Содержание | Следующее >>



 РЕЦЕНЗИИ

  Добавить рецензию



Национальная Литературная Сеть
Наши анонсы
Олег Павлов

11 февраля в 17 часов в книжном магазине "Москва" состоится новая встреча Олега Павлова с читателями.

Подробности...

Лента новостей
[17.01] Подведены итоги конкурса СП России за IV квартал 2002 года

[15.01] "Пятая аксиома" - литературная программа лито ПИИТЕР

[05.01] В новый год - с новыми именами


См. также
Самиздат


На правах рекламы
M2K Network