Проза
Поэзия
Эссеистика
Логос
Презентации
Alias
Святочные истории
Ф-миры









Главная
Контакты
Партнеры
Книга отзывов




  Ерлан Болысбеков


ПРОЗА. АВТОРЫ ПО АЛФАВИТУ

Все


ВАСЯ И ЛЮСЯ

Эта история не такая яркая, чтобы её стоило нацарапать на парте, и не такая простая, чтобы её можно было передать устно. Она недостаточно глубокомысленна, чтобы из неё получился роман, но так забавна, что хотелось бы уделить ей несколько страниц.

История начинается с того, что Вася и Люся ничего не знали друг о друге — Вася готовился к свиданию, а Люся — к интервью.

Кто такой Вася?

Это очень многоцелевой парень. Утром он хочет быть террористом, днём — папой римским, вечером — министром, ночью — Дон Жуаном.

В нём сосуществуют две личности. Одна из них очень наивная. Если ей показать компьютер и сказать, что это кухонный комбайн, она в это поверит, и не потому, что никогда не видела ни кухонного комбайна, ни компьютера, а потому, что привыкла верить людям. Другая — жаждет подвигов, таких, как открытие Америки, кругосветное плавание, взятие Бастилии, разрушение Берлинской стены. Увы, подвиги эти уже совершены, поэтому Вася часто впадает в депрессию.

Что думает Вася о девушках?

Девушки — это расходы.

Знакомство с ними — потеря времени и нервотрёпка.

Не думаю, что смогу понравиться какой-нибудь.

Они и сами не могут объяснить, почему им нравится тот или иной парень.

Хочу найти девушку, которая понимала бы меня, но сам я их не понимаю.

Девушки притягивают меня своими улыбками, вызывающим смехом, душераздирающей болтовнёй и таинственностью, с которой общаются между собой.

Иногда меня отделяет от них лишь два — три слова, за которыми могут последовать ещё два — три. Так можно дойти и до сочинительства целых предложений.

Заговорить с девушкой — значит объявить ей о существовании некоего озабоченного типа. В этот момент чувствуешь себя идиотом.

Мой голос звучит как телефонный звонок в доме, где нет телефона.

Не понимаю людей, которые всю жизнь отдают любимым, вешают на стены их фотографии или меняют ради них свой образ жизни.

Мне нравятся умные, красивые, общительные, стройные, то есть те, которые нравятся всем, и потому трудно ожидать от них ответного внимания.

Интересно не то, что я могу понравиться девушке, а то, что она может предпочесть меня другим.

 

Кто такая Люся?

Это очень легкомысленная девушка. Мысли в её голове легко появляются и так же легко исчезают. Они ей необходимы для поддержания разговора с многочисленными собеседниками. Это даже не мысли, а вопросы. Она в минуту придумывает сотни вопросов, задаёт их направо и налево и не ждёт ответов. Вопрошает ради самого процесса. Ответы её не интересуют, и над тем, что на многие её вопросы не может быть никаких ответов, она не задумывается.

Вопросы, которые Люся

хочет задать в интервью

Чем отличается ваше пение от скрипа двери?

Сколько людей вы усыпили своим пением?

Назовите имя того человека, который хоть одну вашу песню дослушал до конца и после этого не повесился?

Когда думаете выбросить свою гитару?

Получился бы из вас человек, если бы вы не пели?

Понимаете ли вы сами то, что поёте?

Почему ваши песни похожи на похоронные марши?

Когда вы поняли, что вы идиот?

Кто об этом догадался раньше — вы сами или люди подсказали?

Идиотизм у вас врождённый?

Испытывали ли вы когда-нибудь человеческие эмоции?

Свидание

Вася пришёл в кафе, которое выбрала служба знакомств. Свидание было назначено девушке, которую он раньше никогда не видел.

Вася пришёл на десять минут раньше и увидел её. Это была Люся.

На самом деле это была другая Люся. Настоящая Люся придёт только через десять минут, а эта, ненастоящая Люся, была журналисткой, и поджидала она совсем другого Васю, который был бардом.

Вася-бард придёт вовремя и сядет, конечно, за столик с настоящей Люсей.

Первый Вася и первая Люся,

или

К чему приводит рассеянность

— Люся?

— Да! А вы, значит, Вася. Как вам это кафе? Пока нам что-нибудь принесут, можете рассказать анекдот.

— Идут Василий Иванович и Петька, видят — на земле сто долларов валяются. “Василий Иванович, подберём?” “Да ты что, мы что, хуже новых русских?!”

— Ха-ха-ха! Теперь расскажите о себе.

— Я приехал из деревни.

— Как романтично! Но эффектнее будет, если сказать, что вы “пришли”, ещё круче — “притащились”.

— Устроился на работу грузчиком.

— Героический поступок. Именно так начинали великие Суворов и Вашингтон. Ну, а когда вы открыли в себе талант певца?

— Певца? Я совсем не пою.

— Достойный ответ! Когда Моцарта похвалили за гениальную игру, он ответил, что совсем не умеет играть, а просто переводит свою душу на язык музыки. Однако, спойте.

— Ладно. Правда, не знаю что.

— Вы оригинал. Хорошо, я помогу: “Уже ночь. Я опять на пьянку. Со мной девчонки. Они все круты. А я попсуху ору всей глоткой. Бегут прохожие с моей дороги. А мне плевать”. Ну, продолжайте.

Вася на секунду задумался и продолжил:

— “Через дорогу пройду не глядя. Машины с визгом промчатся рядом”.

— Обалденно! Я визжу от вашей мьюзик. А какой певец или певица вам нравится больше?

— Backstreet Boys. Их музыка очень затрагивает мои чувства.

— О, чувства! Поговорим о чувствах. Вам нравится моё платье?

— Очень красивое и очень идёт вам.

— Обольститель. Запомню на всю жизнь. Может, не надо так, а то вскружите мне голову. Я ведь такая наивная.

— Вы не выглядите наивной.

— Правда? Вы так считаете? Это очень важно для меня. А какая у вас мечта?

— Каждый вечер ходить в кинотеатр, смотреть хорошие фильмы.

— Я тоже обожаю фильмы, мелодрамы, поцелуи, красивые слова.

— Мне нравится фантастика.

— Фантастика! И мне. Звёздные войны, роботы, инопланетяне — фантастика! Но мне уже пора. До свидания, звоните.

— Уже? Так мало. Я вам не понравился?

— Вы просто ангельское создание. Но дела, дела, дела.

— Ещё встретимся? Хотя бы телефон оставьте.

— Вы же знаете — 5-67-89.

Второй Вася и вторая Люся,

или

Поэт издалека заводит речь

— Люся?

— Да! А вы Вася? Очень приятно.

— Здорово, крошка, я простак. Ты то, что надо. Это так. Нас ждут слова. Я чудо зрю. Я удивлю, не прогорю.

— Это реп? Вы сами придумали?

— Я всё придумал, всё наврал. Но ты заметила, и я пропал. Что теперь делать? Выход где? Держать мне нужно рот в узде.

— Вы слова на ходу придумываете?

— Плясать и петь — вот моё счастье. Безмолвья миг страшней ненастья. Пусть не замолкнет моя музыка. Пусть вечной станет эта песня.

— Вы можете говорить как нормальный человек?

— Я всё могу, не тратьте слёзы. Вы мне милы, как листья розы. Вам это говорю, хоть пьян. Сегодня пью за милых дам.

— И что, мне тоже следует говорить стихами?

— Всему обучим, бросьте хныкать. Всё образуем, если прыгать. За беспредел я отвечаю. Я вижу всё, всё понимаю. Да, я такой.

— Я так не могу. Вы сумасшедший.

— Разве тебе не понравились мои стихи?

— Я просто растеряна. Если вам нравится говорить стихами, пожалуйста. Возможно, так интереснее.

— Сочинять стихи — моя профессия. Каждый день придумываю новую песню я, каждый день выступаю перед зрителями. Один раз меня заметили — спел в одном ресторане, и с тех пор меня всюду приглашают. И платят хорошо, и на душе прекрасно.

— Вы талант! Давно этим занимаетесь?

— Я протаптываю эту дорогу уж тысячу лет. Никуда не сворачиваю, и назад хода нет. И попутчики все отстали давно. Пусть дорога не кончится.

— А вас передавали по телевизору или радио? В каком-нибудь ещё стиле поёте?

— Вообще-то, нигде не передавали. Но я думал, что ты слышала. Пою абсолютно всё: от оперных арий до рок-композиций. Пою на многих языках. Один раз попросили спеть на китайском, и я спел. Ни слова не понимал, но спел. Мне достаточно один раз услышать песню.

— Мне нравятся певцы. И музыку обожаю. Правда, не люблю рок и реп. Я знаю всех современных певцов и певиц. А у вас это увлечение на всю жизнь?

— О, не забыть весь этот вздор. Лишь смерть нас разлучит. Так говорит всегда тот, кто отправился за счастьем в никуда. Но вот признание не всем дано. После падения — всё равно.

Тут Васю обступили какие-то девушки, они узнали его и захотели взять автографы. Девушки забросали его вопросами, и он не заметил, как Люся ушла.

 

Вася рассказывает другу о свидании

Когда входил в кафе, то слегка поправил уголки на брюках и галстук на воротнике. Уже это произвело на неё впечатление.

Затем я театрально взглянул на свои швейцарские часы, галантно подошёл к ней и чистым тенором спросил имя.

Потом изобразил обаятельную улыбку, и сердце в её груди забилось.

Ни одна девушка не устоит перед ароматом моего французского одеколона.

Я, как бы нечаянно, поправил свою прическу и ласково посмотрел на неё. Она смутилась и, наверное, подумала, что я известный певец или киноактёр. Я дал понять, что она, возможно, не ошибается.

Она такая, какую хочется каждый день поджидать на шестисотом “Мерседесе”.

 

Люся рассказывает подруге о Васе

Шизик. Как только такие певцами становятся? Наверное, в детстве с крыши упал. Я отлично знаю этот тип парней: они сначала двух слов не могут связать, а потом несут всякую околесицу, хоть уши затыкай, и ещё они пристают своими телефонными звонками так, что и не отвяжешься.

Вася по телефону пригласил

ненастоящую Люсю на новое свидание

Люся согласилась.

Что это значит?

Или то, что Вася не очень страшный, или то, что он не похож на других. А может, Люся сама не похожа на других.

Что из этого вытекает?

Первое — это ничем не закончится, второе — всё зависит от его поведения, третье — всё зависит от её настроения, четвёртое — можно строить планы на будущее.

Приятнее думать о четвёртом, но тогда возникает вопрос — почему он понравился ей так быстро?

Или Вася такой, что нравится с первого взгляда, или Люся готова полюбить любого? Последнее тоже приятно.

Новое свидание Васи и Люси

— Привет.

— Привет. Ты выглядишь невообразимо. От твоего вида я уже чувствую припадок сил.

— Ты заговорил по-новому? Продолжай.

— Может, рассказать о спадах и подъёмах в автобиографии?

— О, только не это: меня и так тошнит, ещё ты со своими проблемами. Расскажи лучше страшилку, такую, чтобы я от страха лопнула.

— Ладно, представь: мотель в пустыне, ночь, вокруг воют волки, электричества нет. В мотеле только две комнаты, в одной из них я. В башке вакуум, в теле расслабленность. Через стену просачиваются голоса двух девушек. Я строю романтические планы, подбираю крутые слова, придумываю причину для визита к ним. Вдруг слышу — одна из девушек прощается, уходит, уезжает, зато остаётся вторая. Ещё лучше. Тут к ней ненадолго приходит мужчина.

Слышу, у них там зажурчали ручьи, запели соловьи — одним словом, началась весна. Ко мне вернулось настроение, но ненадолго. Девушка попрощалась с мужчиной и уехала. К мужчине кто-то начал ломиться в дверь, кричать и угрожать. Дверь с треском сломалась, и в соседней комнате началась драка или погром. Очень страшно? Я залез сначала под одеяло, а потом под кровать, но ненадолго. Всё стихло. Вдруг слышу удары в дверь моей комнаты и тот же грозный голос. Быстро-быстро собираю вещи, выпрыгиваю в окно, добегаю до своей машины и уезжаю.

— Это невообразимо страшно. Теперь я расскажу. Представь необитаемый остров, где только мужчина и женщина. Женщина — охотница, красавица, ест мясо, а мужчина — урод, неумеха, питается травами. Она для него — женщина, он для неё — дикий зверь. Его тянет к ней, но он боится её, как травоядные боятся хищников. В один прекрасный день мужчина обнаруживает женщину в глубокой яме. Она не может выбраться оттуда.

В нём начинают бороться два чувства: желание избавиться от хищницы и желание любить её. Побеждает второе, и он не ошибается: она становится его другом.

— Занимательная история. Теперь я.

Возле шоссе, у столба с цифрой пять собрались четверо парней. Все пришли на свидание. Им, конечно, показалось странным, что свидание всем четверым было назначено в таком необычном месте и на одно и то же время. Выяснилось, что их разыграла одна и та же девушка.

— А одна моя подружка познакомила меня с одним моим поклонником. Он, оказывается, глухонемой, но симпатичный. Я дружила с ним целую неделю. Это необыкновенно!

Вася и Люся так ещё немного поболтали, погуляли по городу, потом нашли скамейку и начали делиться своими мечтами, заботами и впечатлениями.

Васины впечатления, мечты и заботы

Хорошо. Облака. Шелест. Приветливая улыбка. Сидим и смотрим вдаль. Говорим про всё на свете. Рука в руке. Загадываем желания. Всё как будто выдумано и нереально. Не знаем, что говорить дальше. Глядим на наши непонятные тени. Я отдал ей свой подарок, который долго хранил, безделушку. Мы словно ждём чего-то невероятного — видения, которое сблизит наши души. Лишь два дыхания да шелест листьев. Мы забыли, что существуют слова. Всё так ново и непонятно. Тайное бродит вокруг. Хочется много сказать. Хочется счастливого конца. А может, всё это пройдёт, и я снова останусь один. Как утомительно ожидание — теряешь власть над собой. Не так просто забыть, что мы в этом мире не одни. Почему-то представляю её с другим и сразу чувствую свою беспомощность перед незнакомцем. Почему именно я? Почему она? Непонятно. В голову так и приходят мысли: то приятные, то мрачные.

Я должен стать её героем, но не могу и пытаюсь оправдаться. Ощущаю вину за несовершённый поступок. Я живу в мире глупых предрассудков. Многое кажется мне странным, например, свидание с девушкой.

Люсины мечты о том, как

Вася приходит домой после работы, и она набрасывается на него со словами:

— Это ты? Что случилось? Ты так поздно явился. Я без тебя так бесилась и с ума посходила. Телевизор сломался, а еда разварилась, в доме кончилась соль, свет на час отключился. И сосед наш безумный абсолютно рехнулся: он орал без причины, коты испугались и на крышу взобрались. А директор школы на собрание вызвал. Нашего сына без конца ругали. Он теперь горько плачет, я его понимаю. Он избил одноклассника, и тот лежит в больнице. Они разбили витрины в одном магазине, и нам счёт прислали. Будто мы миллионеры. А моей подружке муж купил “мерсушку”. Я тебя не прошу ни о чём таком. Если б просила, ты б совсем свалился. Мне ты не интересен, но люби меня нежно, отдавай свои деньги, приходи не поздно. И меня всегда слушай, сиди очень смирно. Разрешу в награду погулять с детьми и с собачкой тоже. Она обмазала рожу какой-то странною краской, когда за кошкой погналась. А кошка свалилась с шестого этажа и совсем не поранилась. Теперь она дрыхнет на мягком диване. Ты когда пылесос соберёшься починить? Мои руки в мозолях, а тебе всё пофиг. Ты лежишь, читаешь, со мной не болтаешь. А носки воняют, и не ты их стираешь. Приходила соседка, наговорила сплетен. У меня от них голова чуть не разорвалась. Ходила в аптеку, купила таблетку. Встретилась с Анькой.

 

Вася уже думает о скуке

Я пришёл к себе домой и включил магнитофон. Вот достал я портмоне, денег не хватает мне. Поступил в университет, знаю всё за тыщу лет, я с профессором поспорил, но тоску не успокоил. Вот нашёл себе работу, приобрёл седан “Тойоту”. Уж не езжу на такси, но опять гнетёт внутри. Вот завёл себе друзей, с ними жизнь веселей. Стал похож на человека — это скуке не помеха. Напридумал всяких хобби, клеил марки, строил ромбы, тратил деньги, время, нервы, но не выдержал я первый. Стал душою разных обществ, знаю сотни анекдотцев, всех обыгрываю в карты, но бессилен жить без страха. Одеваюсь я по моде, знаю несколько мелодий, удивляю полиглотов, скуку спрятать не готов я. Сделал сам себе я дом, мебель всю поставил в нём, выше крыши нет в округе, но душа моя в натуге. Познакомился с девчонкой, с ней гуляю потихоньку. Потерял я счёт часам, но чего-то почему-то всё же не хватает нам. Начал сочинять романы, страсти, тайны и обманы. Вот смотрю на белый свет и ищу от скуки средств.

Ночь Люси и Васи

Лунная ночь — как открывшаяся книга сказок. Люсе захотелось встать и пробежаться, чтобы заставить Васю побегать за ней, но он посчитал это ребячеством. Его сдержанность, скорее, похожа на холодность, или это застенчивость. Она решила, что ему можно довериться и покориться, но побоялась, что это будет выглядеть как раскрепощённость.

Скорее, это будет откровенностью.

* * *

И вот Люся узнала, что Вася не тот, а как — сами догадайтесь.

Вася в шоке

Васю шокировала неожиданная перемена в отношениях с Люсей. Отвечая на Васины телефонные звонки, она всё время куда-то спешила, произносила два — три слова и бросала трубку. На вопросы не отвечала, на свидания не приходила.

Вася придумал несколько объяснений поведению Люси: так устроено в природе; девушки начинают ломаться в самый решающий момент; они не верят красивым признаниям, не верят в своё обаяние, и парню поневоле приходится вытрясти из себя всю душу наизнанку; девушка ещё далека от пробуждения каких-либо чувств, и ему придётся ещё потрудиться; Люся изучила всю родословную Васи и выяснила, что их предки в девятом колене враждовали между собой; он ей не понравился; она рассказала о нём своим родителям, и он им не понравился; он не понравился её подружкам; её не устраивает его состояние.

Эти мысли не оставляли Васю ни на секунду, следуя за ним повсюду. Он просыпался утром, а в голове просыпались эти мысли. Он бродил по улице, сидел на занятиях, обедал в кафе, веселился с друзьями, смотрел телевизор — но они продолжали его мучить. Он хотел избавиться от них, но не знал — как. Теперь Вася ненавидел Люсю, не понимая, почему она так обошлась с ним.

 

Печальный Вася

Вася сидит в кинотеатре и видит в первом ряду девушку с короткими волосами, поднимается и пересаживается на первый ряд. Девушка оборачивается к нему — это не Люся.

Вася бродит по базару, видит в толпе девушку с короткими волосами и такую же на другой стороне базара. За какой пойти? Вася наугад идёт за первой, догоняет её — это не Люся. Он отправляется искать вторую.

Вася видит, как в автобус входит девушка с короткими волосами. Двери закрываются, и автобус трогается с места. Он кричит, и автобус останавливается. Вася заходит туда, находит девушку — опять не Люся.

Вася гуляет перед зданием университета. Люся учится здесь. Вася выучил расписание её занятий. На одной из скамеек он видит Люсю, окружённую толпой подружек. Вася останавливается перед ними. Люся прикладывает палец к губам и знаками показывает, чтобы он проходил мимо. Вася не двигается с места. Тогда Люся говорит ему прямо, что сейчас придёт её парень. Вася от злости хочет сказать следующие слова: “Ты хладнокровная, лицемерная актриса. Для тебя люди — это картинки, необходимые для пополнения впечатлений. Ты выдумываешь чувства, и зритель начинает верить в их искренность, как путник в пустыне, принимающий мираж за оазис. Ты пользуешься наивностью людей. Столько в мире вещей и явлений, с которыми можно тебя сравнить, что для их перечисления не хватит человеческой жизни. О тебе можно говорить и говорить, но я не знаю таких слов. Ты как картина с многоцветными переливами морских волн, как ступеньки радуги, как шум весеннего леса, как вечерний закат, как слезы утренней зари. Мне нравятся разноцветные пушистые цветы, потому что они нравятся тебе. Мне нравятся короткие и глупые стихи, потому что они нравятся тебе. Мне нравятся некоторые песни и фильмы, потому что они нравятся тебе”.

Вот только это и хотел сказать Вася, но промолчал и пошёл прочь.

Дома

Вася лежит в постели и горько плачет. Вдруг раздаётся телефонный звонок.

Это звонит Люся!!!

© Ерлан Болысбеков
© Аполлинарий. 13 июня. 2002 г.





Copyright © 2002, AПОЛЛИНАРИЙ. Прочтите.
Copyright © 2002, Фонд "Мусагет".
Спонсор проекта "HIVOS".

Главный редактор О.Б.Маркова,
корректор Н. Бутенко,
web-мастер С.Каргополов.

Мы ждем Ваших писем с отзывами, предложениями и
пожеланиями!

Наш почтовый адрес для Ваших произведений:
Казахстан, 480004, г. Алма-Ата, а/я 20.