Сбор средств на upgrade сервера

Реклама наших авторов:
 Национальный сервер современной прозы 
  
 Главная
 Регистрация
Классика
Современные произведения
 Все по датам
 По авторам
 Случайное
Колонка редактора
Рейтинг произведений
Авторы
Обсуждение
Ссылки
О сайте

editor@izdat.ru
© Copyright

TopList



Rambler's Top100
Rambler's Top100

Aport Апорт Top 1000

RB2 Network.



RB2 Network.
Версия для печати Версия для печати

Счастливые (перевод с финского языка)
Пайви


Райя-Лииса Сиеккинен

СЧАСТЛИВЫЕ

перевод с финского языка, 2002 г.

Ровно в половине четвертого по будням они появлялись, словно существа из другой реальности. Она находилась в это время в своем рабочем кабинете, заканчивая дневную работу. Складывая бумаги стопками, она выбрасывала в корзину скомканные листы бумаги, валявшиеся на полу, проверяла, затушен ли огонь в печи, и закрывала заслонки. Затем она подходила к окну, и вскоре появлялись они.
Это была супружеская пара, которая всегда шла, держась за руки, улыбаясь, высоко поднимая ноги, словно на их пути лежали невидимые для других препятствия. Женщина в красном костюме прижимала к груди красную пластмассовую сумочку, а дородный мужчина курил выкуренную до самого фильтра сигарету.
Шествие счастливых, думала она, глядя на них. Она смотрела им вслед еще долго после того, как они скрывались из вида. Проходили другие люди, но в них не было ничего примечательного.
Казалось, что она попадает в другое, невероятно медленно текущее время, подобное стоячей воде. Миновало более тридцати лет с тех пор, как она впервые увидела дородного мужчину.
В те далекие летние дни тот с утра до вечера околачивался в детском бассейне, стоя на краю ╚лягушатника╩, и без конца выкуривал сигареты. Дети плавали рядом с ним, отталкивались от стены, чтобы набрать скорость, прыгали в воду прямо через его голову, а он поднимал руки вверх, чтобы не промок табак. Порой, стоя в дверях раздевалки, он бубнил:
-Дайте Вилле табаку!
Дети, широко раскрыв глаза, разбегались от него, и, отбежав подальше, дразнились:
- Дайте Вилле табаку! дайте Вилле табакуу-ууу!
- Толстый Вилле!
Или просто:
- Нет тебе табаку!
Дети росли, Вилле оставался их сверстником. Когда они были маленькими, он говорил так же, как они. Когда они начали таскать из карманов отцовских пиджаков сигареты и курить их в кафе возле бассейна, они были такими же, как он. Позже они заметили, что на подбородке, груди и ногах Вилле растут волосы. Когда дети подросли и стали прогуливаться по городу вечерами, Вилле часто попадался им навстречу, и они здоровались с ним за руку.

Территория игр детей расширилась. Среди леса они нашли старую спортивную площадку, пустовавшую после постройки новой. Там тренировался бегун Олли. У него был блестящий спортивный костюм и часы, по которым он засекал время. Олли бегал, высоко поднимая ноги, по усыпанной гравием площадке, останавливаясь возле финиша, и что-то записывал в черной тетрадке. Его кудрявые черные волосы блестели от пота. Он произносил какие-то большие и важные числа, закрывал тетрадь, клал ее в коричневый портфель, лежавший на скамейке судей, и бежал дальше.
Однажды дети вытащили тетрадь из портфеля, открыли ее и увидели в ней множество цифр, беспорядочно расположенных по страницам. Дети не знали, что означают эти цифры. Издалека они наблюдали, как Олли заполняет страницы тетради. Они спросили Олли о его результате в беге на 100 и 400 метров, и он назвал им цифру, но, поскольку дети ничего не знали о том, какая скорость считается хорошей, его ответы не дали им того, что они хотели знать.
Каждый день того и следующего лета дети видели, как Олли тренируется на спортивной площадке, и верили, что он готовится к большим соревнованиям. Им сказали, что Олли √ не такой, как остальные. Но, видя, как церковный сторож сгребает в кучу осенние листья, складывает их на тележку, а ветер разбрасывает листья в разные стороны, и сторож укладывает листья на тележку снова и снова, как мать соседских Маллиненов каждое утро, стоя на четвереньках, заплетает кисточки на кончиках ковров, как жена хозяина кондитерской лавки крадет карамельки из соседнего магазина, хотя в ее собственном магазине есть точно такие же, дети не верили в то, что Олли - не такой, как остальные.

В конце следующего лета, прохладными августовскими вечерами, пронизанными запахами скошенной и выжженной травы, некоторые из детей начали бегать следом за Олли. Их босые ноги были легкими, стопы окрепли и загрубели за лето, проведенное на скалах и берегах, и детям легко удалось обогнать Олли. После этого они перестали верить в соревнования. Они носились рядом с Олли, обгоняли его, разворачивались и бежали ему навстречу, а он продолжал бежать, высоко поднимая ноги, размахивая руками, и корчил рожи, уставившись в белую сетку ворот. Дети вытащили тетрадь из портфеля Олли и написали там свои имена и ругательные слова. Они спрятали портфель в кустах, а рубашку и брюки Олли положили под судейские скамьи. Дети быстро усвоили, что значит ╚не такой, как остальные╩.
Маленькая девочка, сидящая на корточках на скале, натянув платьице до самых ног, наблюдала за Олли. Девочка была младше других, из тех, кто оказывается бледнолицым, привязанным к дереву, в играх в индейцев и бледнолицых, или преступником, которого преследуют, в играх в полицейских и преступников, и кто всегда плачет в конце игры.
Девочка видела, как Олли ищет свой портфель. Она вырвала поросший мхом кусок земли, перевернула его и принялась разглядывать черных муравьев, разбегавшихся в разные стороны. Но она не увидела ничего необыкновенного, как и во всем остальном вокруг. Девочка подошла к кустарнику, где лежала спрятанная тетрадь Олли, и открыла ее. На белых листах виднелись множество беспорядочно расположенных маленьких значков, похожих на звезды в сентябрьском небе. Девочка подняла тетрадь над головой и посмотрела на нее: да, совсем как звездное небо.
Девочка осталась на скале. Другие дети с площадки пошли домой, а она продолжала сидеть и вырывать куски мха из земли. Отстав от остальных, она побрела в ту сторону, куда ушли остальные, потому что нужно было возвращаться домой. Она что-то повторяла про себя.
- В другой раз никогда не оставайся, когда там этот, - сказали ей другие дети.
- Ходи вместе со всеми.
- Он ненормальный, - ответили ей, когда она спросила, почему.
- А может, и опасный.
- Но такой счастливый.
- Счастливый┘

Осенью Олли увезли. Говорили, что он может стать опасным для окружающих и что он скоро умрет, потому что такие, как он, всегда умирают молодыми.
Но всю осень и следующее лето дети на заброшенной спортивной площадке продолжали бегать, подражая Олли, размахивая руками и высоко поднимая ноги, и говорить о соревнованиях. Девочка ходила между скамейками в зрительном зале, читая вырезанные на скамейках надписи, имена и непонятные значки. Она закрывала глаза, нащупывала пальцами вырезанные надписи, и тогда ей становилось понятным то, чего она не могла понять с открытыми глазами. Это было оно, звездное небо.
Девочка поступила в первый класс. Дорога в школу проходила через двор другой школы, где гуляли, медленно передвигаясь, ученики. Возле ограды стояла супружеская пара, держась за руки, молча, улыбаясь, все годы, пока девочка ходила в школу. Счастливые!
Лил дождь, дождевые черви падали на асфальт и умирали; над дорогой клубился пар; первый мороз покрывал асфальт тонким слоем блестящего льда; неожиданно нагрянувшая весна размывала сугробы снега, который струйками воды вытекал из-под ледяных покровов. Девочка не торопясь, шла по дороге; бежала, опаздывая на занятия; внезапно сворачивала посередине пути и уходила на целый день к берегу читать книгу или писать письма мальчику, который никогда не разбирал ее почерка.
Счастливые молча улыбались ей неизменной улыбкой, стоя за оградой школы, сквозь годы.
Она проходила мимо них, думая то о худеньком мальчике в очках, то о толстом, прятала свои большие руки в карманы и натягивала юбку ниже колен, размышляя, что будет, если мама скоро умрет, что следующей весной предстоит пересдача, что учеба в школе когда-нибудь закончится, и что же будет потом, что однажды ей предстоит совершить с мужчиной, и что, если у нее совсем не будет мужчин.

Теплым воскресным днем мать и тетя Марья сидели в саду на даче с туго затянутыми талиями. Широкие подолы их юбок доходили до самых лодыжек. Девочка вернулась с берега. В руках у нее была улитка с открытой раковиной, внутри которой виднелось вязкое желтоватое существо, свернувшееся в комок.
- Подойди сюда, - сказала мать. √ В лес одна не ходи. Если увидишь там кого-нибудь, сразу поворачивай назад.
- Если встретишь мужчину, беги домой. - сказала тетя Марья.
- Ты, конечно, понимаешь, что бывают ситуации , когда у мужчин сил в десять раз больше, чем у нас.
- Они становятся как звери! √ сказала тетя Марья. √ как настоящие звери!
- Ну, о таких вещах лучше не думай, а просто запомни.
- Она еще такая худенькая, - произнесла тетя Марья, глядя на девочку.
Девочка рассматривала улитку в раковине. Улитка молчала, спрятавшись в свой домик, и девочке показалось, что улитка тоже хочет что-то сказать. Она отнесла ее обратно на берег и опустила в воду.
Возле сауны девочка заметила отца и дядю Матти. Между дровами поблескивали бутылки. Ни отец, ни дядя Матти не были похожи на зверей, и девочка знала, что не нужно верить тому, что говорят мать и тетя.

Мир, в котором нельзя разобраться. Мир, в котором нет ни порядка, ни смысла. Каждую осень церковный сторож сгребал в кучи листья, которые уносил ветер. Проходя по улицам города, мать останавливалась возле вибрирующей кабины, уменьшающей вес, вставляла монету, заходила внутрь и становилась на подставку. Ее щеки тряслись, в груди проходили волнообразные движения. Сеанс заканчивался, мать выходила из кабины, и вскоре другая женщина входила туда и снова сотрясалась.
- Это уменьшает вес, - говорила мать и продолжала полнеть.
Соседский студент-отличник покончил с собой, мать сказала, что любит отца, а потом запустила в него чайной чашкой. Однажды ночью в доме отчетливо слышался плач взрослого человека, а утром все сказали, что спали хорошо.
Когда где-то в мире сбрасывают бомбы, разбиваются самолеты, похищают детей, взрывают вокзалы, люди говорят об этом с ужасом и недоумением. Но, по ее мнению, эти явления так же уживались друг с другом, как уживаются умалчиваемое и произносимое вслух, то, что видят глаза, и то, что слышат уши.

Так она научилась словам. Она научилась тому, что жизнь √ это только набор слов. Она выучила старые слова и новые, те, которые нужно знать, и те, которые знать совсем не стоит.
Я. Ты. Мы. И снова: я. Что-то темное, у чего есть имя. И слово, которое стояло за каждым криком.
Иногда она останавливалась, чтобы взглянуть, как ветер устраивает дождь из капелек на ветвях деревьев, выпавший снег ложится сугробами на землю, кошачьи следы необъяснимым образом идут прямой линией по снегу, минуя дворы и заборы, вне границ своих и чужих владений. Иногда она поднимала голову и смотрела на звездное небо.

Шло время. Жизненные обороты уменьшались, скорость увеличивалась. Она вышла замуж первый раз, затем во второй, и однажды снова оказалась одна. Тогда она поняла простую истину. Все сказанные слова тускнеют и исчезают, подобно гаснущим звездам, оставляя за собой лишь эхо, звучащее со дна пропасти, искаженное, удаляющееся, молкнущее. Произносимые слова пробуждают другого не сильнее, чем треск разламывающегося льда на реке зимой спящих в доме неподалеку детей, которые вздрагивают и просыпаются, толкая друг друга, чтобы посмотреть, в чем дело, и вскоре засыпают снова.
Однажды из зеркала на нее взглянет стареющая женщина, повторяющая одно и то же слово, вокруг которого вращается вся жизнь.

Церковный сторож по-прежнему сгребает осенние листья, и ветер по-прежнему разбрасывает их. Старая дама, супруга хозяина магазина, ходит по городу в ночной рубашке и норковой шубке, и счета за карамельки, которые она прячет в карманах шубки, присылают ее мужу, который оплачивает их. Вибрирующую кабину давным-давно убрали. Теперь есть игровые автоматы, и пожилые дамы выстраиваются в очередь возле них. Каждый будний день в половине четвертого под ее окном проходит чета счастливых, вне времени, навсегда в одну и ту же школу, в один и тот же класс. Она смотрит на них из окна. Иногда она встречает кого-нибудь из них на улицах города, и тогда они смотрят на нее, словно на старую знакомую.


© Copyright Пайви, 2002

Редакции этого произведения:01 Последняя

Ваша оценка:

Количество прочитавших: 145 (список)




<< Предыдущее | Содержание | Следующее >>



 РЕЦЕНЗИИ

  Добавить рецензию


Света, здравствуй!

Ничуть не удивительно, что ты взялась за перевод именно этой вещи. Ты - молодчина! Не изменяешь себе, своему стилю, своему виденью.
После моего долгого отсутствия на Прозе, это первое, что я прочитал. Великолепно! Отлично!
Не знаю прав я или нет, но главное, что хотел сказать, как автор текста, так и автор перевода, заключается именно в этих словах: "...навсегда в одну и ту же школу, в один и тот же класс".
Думаю, я Счастливый человек. Мне знакомо это состояние, когда порой днями и неделями чувствуешь себя "в одной и той же школе, в одной и той же неге". Правда, в отличие от героев опуса, это состояние мое бывает временным. Оставшиеся девять десятых долей жизни порой приходится "писать свои имена и ругательные слова".

А как счастливы те самые "счастливые", и только лишь потому, что их называют "придурками", а они отвечают на это бессмысленным и высоким молчанием, потому как ближе их к тайнам бытия никого и нет!..

Спасибо, Света.
С уважением

<Трещ╦в Руслан> - 2002/06/20 12:37

 ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)

Здравствуй, Руслан.

Спасибо за внимание к переводу. Думаю, что этот рассказ его заслуживает. Может быть, здесь, в России, тема не так актуальна, как в Финляндии или где-либо в другой стране. У нас тема неполноценных людей вообще никого особо не трогает. Но вот что касается счастья этих самых неполноценных, не берусь утверждать, что этому счастью стоит завидовать. Потому что они сами не способны его осознавать и ощущать, как мне кажется. А с другой стороны, что-то в них такое есть...трудно сказать, что. Близки ли они к тайнам бытия? Не знаю. Не уверена.
Но только и у меня тоже бывают такие минуты, когда мне хочется, чтобы "навсегда в одну и ту же школу, в один и тот же класс". Хочется вернуть и остановить прошедшее.

В рассказе есть еще одна важная тема. Она звучит устами автора, устами девочки, ходившей в школу мимо школы, где учились Счастливые, девочки, превратившейся во взрослую разочарованную женщину. "Мир, в котором нельзя разобраться. Мир,в котором нет ни порядка, ни смысла" Те, кого считают ненормальными, на самом деле ничуть не более ненормальны, чем те, кто говорит прекрасные слова, быстро забывая их, говорит одно, подразумевая противоположное, и кто проповедует одно, а исповедует другое. Это - типично финская меланхолия, когда нет безысходности, но есть усталость, есть грусть и есть наслаждение этой самой грустью.

Спасибо тебе.
С уважением.

<Пайви> - 2002/06/23 14:13

Меня давно не было. Да. И никогда не было желания (позыва типа) расчленить твое творчество и съесть ломтями. Ты, Пайвочка, удивительно предсказуема, талантлива и непредсказуема. В тебе все. Нравится мне тебя читать. Понимаешь чи не?
Это трогательная работа. ╚Счастливые╩ то есть. Я завидую тебе. Ты талантлива. Пожалуйста, будь счастливой. Ладно? Если чо, я всегда готова тебе помочь. Может, словом. А можа еще чем. Не знаю. Спасибо. Тепло с тобой. Да. Честно.

Твоя Христина

<Конфета> - 2002/08/12 00:13

 ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)

Спасибо тебе. Я бы очень хотела быть счастливой, но пока не получается. Помощь мне действительно нужна. Правда. Только не завидуй, ладно? Лучше порадуйся. Это так нужно. Спасибо за тепло и за то, что ты появилась снова. Может, у тебя есть рецепт счастья?
Светлана

<Пайви> - 2002/08/16 01:29
Пайвочка, ночи тебе добрейшей, и это я √ дурочка, никому непонятная. Знаешь, я пишу. Пишу, пишу. Показываю вам. А они (вы) и вообще┘ это самое┘ все видят в моей ╚Повести о наст. ч-еке╩ только члены, влагалища, сперму и мат. Почему? Это я себя спрашиваю. А теперь остальных: ╚Почему?╩ Вот и ты, Пайвочка, ничего там не нашла и не откликнулась мне звонко. Я не клала туда анатомию и сорняки словесные, поймите! Я о другом сказать хотела. А меня не понимают. Ладно. Я √ дура. И от этого никуда не денисся. Я-сош-ла-с-у-ма!.. Меня никто не хочет понять. Почему, спрашивают меня, ты не поместила это в ╚Эротическую прозу╩. А потому и не поместила, что не в этом начинка.
Прости, Пайвочка, что я плачу! Это я тебе плачу. Рядом с тобой. Мне все кажется, что ты похожа на мою сестренку┘

Я не могу тебе помочь, потомуштатшашта не знаю тебя. Я не знаю тебя. И если хочешь поговорить, поболтать ножками, я этим отвечу тебе с ╚мыльца╩. Я всегда и регулястически заглядываю в свой ящик mail, когда бываю у компа.

┘ ┘ ┘ А если просто, то я покажу тебе две свои аксиомы. Без них я не была бы счастлива даже кратко.
1. Я прощаю каждого. Даже того, кто брал когда-то меня силой. Я их всех люблю. Я молюсь всегда за них. И буду молиться. Они достойны этого.
2. Я берегу случайные встречи и приобретенных человеков в этих встречах. Случайные человеки √ очень дорогие человеки. Они не врут. А если любят и дружат, то честно и мягко. Остальные часто и очень часто становятся лживы, потомуштатшашта привыкают к нам и хотят добра, но наооброт получается. Я люблю подаренных мне всех судьбой чело-ков

Всегда готова помогать тебе.

Жанна.

<Конфета> - 2002/08/16 23:58
Здравствуй. Мне сейчас больно, поэтому трудно писать, читать, общаться. Надеюсь, скоро это пройдет, как проходит все, и тогда поговорим. Ладно?
Спасибо тебе за рецептик небольшой. Я до сих пор не научилась прощать и отпускать.

<Пайви> - 2002/08/21 17:17

Привет!
Очень важные, глубокие рассуждения во второй половине, и некоторая размытость (возможно, свойственная финской прозе, не знаю) в начальной части.
Противопоставление "тех" и "других" людей, видимого и представляемого, и, в итоге, Она √ Смерть, ожидающая всякого...
Что тут говорить о содержании, если ты √ переводчик? Мысли интересные, а сюжет мог бы быть и поактивнее, имхо.
Ну а стилистика ровная. Рассказ-эссе. Рассуждения на малой событийной базе-основе. Иногда такое хочется почитать... Видимо, это притягивает тебя как автора. В частности, сейчас...

Вообще, писала б и сама уже что-то новое. И, хорошо бы вносить более эмоциональной динамичности (хоть и тонкой, осторожной, и не меняющей стиль в корне, а лишь увеличивающей у него некую эмоциональную интригу-переживание).
Кстати┘
Жизни героев на наши похожи (?)
Тех мы находим, что душу тревожат (?)
*^))

<ЛавАй> - 2002/09/03 17:15

 ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)

Доброй ночи (по московскому времени)!
Да, мне тоже вторая часть нравится больше, чем первая. Размытость - да, наверное, свойственна финской прозе или, точнее, прозе Райи Сиеккинен. Меня притягивает ее творчество, в нем через призму переживаний героя (чаще героини) дается субъективная, но особенная картина окружающего мира и людей, действущих в нем и затрагивающих так или иначе героиню. И спокойный темп с внутренним напряжением.
Самое интересное, что не я выбирала этот рассказ для перевода. Мне его предложил знакомый финн. Второй переведенный мной рассказ, здесь не размещенный, мне гораздо ближе. Он о любви и умирании отношений. Называется "В ноябре". Я его не разместила из-за некоторых технических недоработок. Это к вопросу о "тех мы находим, что душу тревожат"...

У меня много начатого и даже кое-что законченное, но до конца не довожу и законченное не размещаю - недовольна и просто не то состояние. Желание есть, но нет сил. Все еще слишком свежо. Видимо, нужно подождать, пережить, переработать. А совет твой об эмоциональной динамичности приму к сведению на будущее, спасибо.

Кстати. В новостях промелькнуло, что 22-го числа будет встреча авторов в ЦДЛ. Из ваших никого не планируется?

Рада твоему (то есть вашему) появлению.

<Пайви> - 2002/09/04 00:17
Почти на каждой встрече мы присутствует, правда, инкогнито.
И на сей раз все попробуем быть
*^))

<ЛавАй> - 2002/09/04 00:37
Вот как...Ну тогда хотя бы намекни, как вас узнать.

<Пайви> - 2002/09/05 19:09
Когда кто-то при мо╦м знакомом говорит, что-де "эти люди похожи", а кто-то спрашивает, "чем именно?", то этот мой знакомый шутя говорит (вставляет в разговор свою шутку): "Две руки, две ноги, одна голова".
Так что (тоже шутя, конечно): у нас тоже по 2 руки, ноги... тьфу, тьфу, тьфу
А серь╦зно... хм... думать надо над всем этим - то ли инкогнито то ли не-инкогнито
В общем, вот и думаем пока :-(
*^))

<ЛавАй> - 2002/09/06 01:18

Привет. Хороший рассказ, хороши перевод. Текст гладкий, без углов. Интересно, откуда ты знаешь финский? Это не Английский и не французский. Его в школах не преподают.
Приятно бывать у тебя в гостях.

<Братья Балагановы> - 2002/09/06 12:51

 ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)

Привет. Спасибо за отзыв. Финский язык я изучила сама + знакомый преподаватель из Иняза. О том, как я узнала Финляндию и стала изучать финский, я думаю, уже пора писать рассказ или повесть, это действительно в двух словах не расскажешь. Скажем так, пять лет назад, туристическая поездка, которая оказалась больше, чем просто первой поездкой за границу...
И мне приятно тебя (вас) у себя видеть.

<Пайви> - 2002/09/06 14:16


Национальная Литературная Сеть
Наши анонсы
Реклама на сайтах ИЗДАТ.РУ

Предлагаем рекламу на наших ресурсах. Полный комплекс услуг: от баннера для вашей страницы до раскрутки вашего имени в сети.

Лента новостей
[17.01] Подведены итоги конкурса СП России за IV квартал 2002 года

[15.01] "Пятая аксиома" - литературная программа лито ПИИТЕР

[05.01] В новый год - с новыми именами


См. также
Самиздат


На правах рекламы
M2K Network